LaParfumerie. Лучший парфюмерный форум России!: Мак - Ноты - Парфюмедия - LaParfumerie. Лучший парфюмерный форум России!

Перейти к содержимому

  • Случайная статья
  • Посмотреть все комментарии
  • На главную страницу Парфюмедии

Информация

  • Синонимы: Papaver
  • Группа: Цветы
История изменений

 
 

Мак

Мак снотворный Papaver somniferum L.
Родовое название papaver — от латинского papa — детская кашка и ver — настоящий, somnifer — снотворный от somnus — сон и fero — несу.

Это красивые многолетние или однолетние цветы, растущие практически везде - от приполярных областей до тропиков, неприхотливо к почвам и освещению (почва должна быть без застоя воды), зимостойкое, укрытия не требует. Дает плоды - короткоцилиндрические, яйцевидные или почти шаровидные коробочки длиной 2-7 см, сначала зеленого, а при созревании соломенно-желтого цвета, с очень мелкими семенами. Семена бывают белого, голубого, коричневого, синевато-черного цвета. Цветет обычно в июне-июле, плоды созревают в августе. Мак (Papaver ) принадлежит к семейству маковых - Papaveraceae.
Семейство содержит множество видов.

Еще в древнейшие времена люди заметили, что пожевавший маковых зерен человек погружается в глубокий сон. Маковые зерна давали как обезболивающее и успокоительное детям и взрослым. В те же древнейшие времена было обнаружено что млечный сок недозревших коробочек (для этого их надрезают) обладает способностью вызывать удивительной красоты и силы галлюцинации. Млечный сок назвали опием и стали использовать как в полезных целях - в качестве сильнейшего обезболивающего и снотворного, так и в целях ухода от реальности. Разумеется, достаточно быстро было обнаружено, что человек быстро привыкает к приему опия и отказаться от привычки не может. В силу естественных требований экономики такой человек становился постоянным клиентом поставщика опия, а сам опий становился ценнейшим товаром на рынке. Достижения химии в 19-20-х веках приводят к синтезу новых опийсодержащих препаратов - морфия, кодеина, героина (диаморфина), производных фенантрена, криптонина, изохинолина и т.д., вызывавших куда больший и быстрейший эффект привыкания, но, одновременно, являвшихся хорошими анестезирующими препаратами. Морфийсодержащие препараты до сих пор считаются лучшими при обширных инфарктах, например. Сам же мак, как оказалось, содержит 25 различных типов алкалоидов. Наибольшее их количество, достигающее 1,5-2,5%, найдено в коробочках масличного мака. По химическому строению алкалоиды мака относятся к производным фенантрена и изохинолина. В растении содержатся также органические кислоты. В семенах найдено около 48% жирного масла. Источником получения морфина служат зрелые коробочки масличного мака. Они и содержат морфин в количестве 0,3-0,5%, папаверин (до 0,05%), кодеин (крайне мало).
Откуда произошли первые маки неизвестно, однако история сохранила упоминания об употреблении опия еще в древнешейшие времена. Предположительно, что первоначально мак разводился на орошаемых равнинах Месопотамии. Наиболее древним свидетельством об этой культуре, является пластинка, найденная в 3000 г. до н.э. на месте бывшего шумерского города Ниппура. У шумеров мак изображается двумя идиограммами - растения и счастья, обозначавшими сферы его использования, которые к этому времени были уже определены людьми. К1600 г. до н. э. папирус Эберса упоминает мак среди наркотиков, используемых в Египте. Более поздний египетский текст (XIII век до н.э.) сообщает, что мак можно давать детям, чтобы они перестали кричать; кстати, этот обычай сохранился на Среднем Востоке, в Северной Африке и даже на севере Франции, где культивировали масличный мак вплоть до начала XX в.
В Греции мак использовался как обезболивающее средство также с очень давних времен, потому что сведения об этом содержатся в мифологии. Деметра прибегала к его помощи, чтобы уменьшить нестерпимое горе, которое причинил ей Аид, царь подземного царства, украв у нее дочь Прозерпину. Все греческие медики прописывали мак для облегчения физических и психических страданий, тем не менее сок, непосредственно получаемый при надрезе семенной коробочки, стал, скорее всего, использоваться лишь в I в. н. э. Приблизительно в ту же эпоху римский врач Цельс оценивает это лекарство как "божественное", поскольку оно позволило человеку преодолеть боль.
Однако расширил область использования мака Андромахус, врач Нерона, который ввел его в состав териака (Tnenk aque) - наиболее известного во все времена фармацевтического рецепта - <панацеи панацей>. Для того чтобы бороться с постоянными болезнями, император Марк Аврелий принимал этот состав каждое утро и каждый вечер. Может, поэтому император демонстрировал легендарный стоицизм и презрение к боли.
В XVII веке знаменитый териак должен был уже конкурировать с новым, значительно более простым составом. Производная от "специфического болеутоляющего", которое было изобретено в XVI веке Парацельсом для исцеления от бессонницы, "шафранно-опийная настойка" была введена в действие известным английским врачом Томасом Сиденгамом. Эта настойка содержала, кроме опиума, шафран, корицу и порошок гвоздики - все это замачивалось в испанском вине.
Использование опиума было сконцентрировано в Средиземноморье вплоть до того времени, когда арабские торговцы, которые доходили до самого Дальнего Востока, доставляя туда пряности, узнали там о медицинских достоинствах опиума. В XI в. мак культивировался в долине Ганга и в Китае, но лишь с XVII в. появилась традиция курить опиум. Европейцы сразу же стали заложниками этой моды, считая, что извлекают из этого пользу.
В начале XIX в. мода на опиум распространилась в литературных и артистических кругах, вначале - в Алжире, затем - во Франции. Опиум, в форме опиата или шафранно-опиумной настойки, для многих романтических англосаксов - источник вдохновения, понимаемого как божественное вдохновение. Непосредственными свидетелями этого являются шедевры Кольриджа, Томаса де Квинси, Эдгара По, а позднее - французов Бодлера, Верлена, Кокто.
К 1900 г. во Франции некоторые были просто одержимы пристрастием к опиуму, который курили в китайской манере. Эта мода распространилась по возвращению из Индокитая колонистов, одним из которых был флотский офицер Клод Фаррер ("Дым опиума", 1904); однако этот вид курения едва ли получил широкое распространение и не имел драматических последствий.
В 1803 г. французскому химику Ф, Деросне удалось выделить действующее начало опиума. В 1803 году молодой немецкий фармацевт Сертюнер выделил два новых вещества опиума в виде соли меконовой (оксипиродикарбоновой) кислоты. Порошок одного из них оказался очень активным алкалоидом и усыплял собак, с которыми он эксперементировал, поэтому, в честь греческого бога сна, он назвал свой препарат морфием. Эта работа была опубликована в 1805 г. Современное название – "морфин" – было предложено позже Гей-Люссаком.
В то же время было установлено, что употребление морфия вызывает такое сильное привыкание к этому препарату, которое не мог вызвать даже сам опиум. В слабых дозах морфий возбуждает центральную нервную систему и вызывает приятное чувство эйфории, сенсорные ощущения ослаблены, все внимание сконцентрировано на ускоряющемся круговороте мысли, на ее бесконечном движении. При этом одновременно нарушается деятельность органов пищеварения и дыхания, что может привести к тяжелой интоксикации организма, вызывающей остановку дыхания и смерть.

Мак относится к древнейшим культурам Восточной и Передней Азии и Южной Европы. Возможно, что еще в каменном веке люди употребляли в пищу семена мака, — об этом свидетельствуют находки археологов на территории Швейцарии.
Свое название мак получил по имени города Меконы, из которого он попал в Грецию. (Мекона — «маковый город» — находился на побережье Черного моря.)
В древности коробочки мака ассоциировались с человеческими головами, и поэтому греки называли мак «kodia», что означает «головка мака», а римский царь Нума заменил ими человеческие жертвоприношения Юпитеру. Так же поступил в IV в. до н.э. римский император Юний Брут, приказавший приносить в жертву богине-чудовищу Мании головки мака и чеснока вместо детских голов (верили, что Мания влияет на судьбы детей).
В Греции мак посвящали нескольким богам. Гипнос — бог сна и его родной брат Танотос — бог смерти изображались с венками из цветков мака. Морфей — бог сновидений жил в царстве сна среди маков и каждый раз дотрагивался до спящего одним из его цветков, навевая приятные грезы. Богиня ночи — Нюкта одевалась в гирлянды из маковых цветков; богиня жатвы и плодородия Деметра (у римлян — Церера) успокаивалась маковым соком, когда Плутон похитил в подземное царство ее дочь Персефону. Статуи Деметры и Цереры украшались венками из колосьев и мака.
Некогда во Фландрии день прекращения военных действий праздновался как День Мака.
Мак символизирует воспоминания, тишину, сон. В греческих мифах — эмблема Гипноса, бога сна, и Морфея, бога сновидений, поскольку мак способствовал погружению в сон. К слову, два цветка мака присутствуют на гербе Ассоциации анестезиологов Великобритании и Ирландии. Каждый ноябрь красные искусственные маки продаются Британским легионом в День поминовения как напоминание о тех, кто пал в двух мировых войнах и в вооруженных конфликтах после их окончания (в последние годы начали использовать как символ белый мак, поскольку многие считают, что красный прославляет войну). Эта символика появилась следом за поэмой, написанной 3 мая 1915 года хирургом канадской полевой артиллерии майором Джоном Маккраем после второго сражения при Ипре:
На Фландрии полях алеют маки.
Среди крестов, за рядом ряд.
Это — наши знаки...
Стихотворение Маккрая, впервые опубликованное в "Панче" 8 декабря 1915 года, зачитывалось во время программы, посвященной окончанию первой мировой войны. В объявленный двумя годами позже первый "День мака", призванный собрать средства для инвалидов войны, было пожертвовано 106 000 фунтов стерлингов.
В мифопоэтической традиции Мак связан со сном и смертью. Гипнос с помощью Мака усыпляет, приносит всем сладкое успокоение, даже Зевсу. В римской мифологии Церера в поисках Прозерпины странствует по земле, не находя себе покоя и не в силах прервать поиски и отдохнуть; тогда боги делают так, что при каждом шаге Цереры возникают цветы Мака, богиня собирает их и, набрав букет, наконец, засыпает. Считалось, что Мак посвящён Церере (иногда Диане), поскольку он растёт среди злаков. Происхождение Мака связывается в мифах и фольклоре с кровью убитого человека или дракона (напр., в английской фольклорной традиции Маки появляются из крови дракона, убитого святой Маргаритой). В христианской литературе распространено представление, что Маки растут на крови распятого на кресте Христа (Мак как символ невинно пролитой крови). В обрядах вызывания дождя во время засухи в Полесье в колодец бросали («сеяли») зёрнышкиМака, освящённого в день Маковея, колотили или мешали воду киёчками (палицей — оружием громовержца), приговаривая: «Макарка, сыночек, вылазь из воды, разлей слезы по святой земле!»; им обсыпали хату, хлев, могилы «ходячих» мертвецов и др. Связь Мака с громовержцем подтверждается и многочисленными редуплицированными названиями Мака, совпадающими (или весьма сходными) с именем громовержца или с именами непосредственно связанных с ним персонажей более низкого уровня; наряду с латинским названием Мака. — papaver (ср. имена громовержца в индоевропейской мифологии) на Балканах бытуют названия Мака. (иногда бабочки) типа албанск. paparune, румынск. раparuna, pirpirune, н болг. папоруна, папаронка, ; македонск. пеперуга, пеперуда и т. п. В этом контексте показательна и синонимия образа Мака. и других вегетативных образов с близкой функцией (ср., напр., русские загадки типа: «Всю землю прошёл, красну шапочку нашёл», предполагающую две разгадки — Мак и гриб). Имеется большое число данных об использовании Мака в колдовстве, магии (в частности, в заговорах), а также в гаданиях, предсказаниях, при ситуациях выбора. Применение мака в народной медицине в значительной степени также согласуется с мифологизированным образом Мака. Так, в ряде традиций название одного из растений семейства маковых — чистотела (Chelidonium majus L.), используемого, в частности, при глазных болезнях, соотносится с на-званием ласточки, что согласуется с поверьем о ласточке, собирающей сок Мака для возвращения зрения слепорождённым детям.
.В нидерландской и немецкой живописи 15—16 вв. цветущий Мак изображается либо как целебномагическое растение (напр., в Изенхеймском алтаре Мак Нитхардта), либо как « цветок смерти», отмечающий границу «мира иного» (у X. Босха и др.); некоторое значение здесь, возможно, имели и алхимические ассоциации (красный Мак на скале как один из символов зарождения «философского камня»). В литературе обычно развивается восходящая к античности метафорика Мака как источника сырья для опия (ср. роль М. в «Натане Мудром» Г. Э. Лессинга). У художников-символистов Мак — один из излюбленных «цветов зла» (букеты М. у О. Редона)


Лекарственные препараты
Отвар цветков:
1. Заварить 1 стаканом кипятка или 1 стаканом кипящего молока 10 г цветков, греть на слабом огне 5 мин, настоять 15-20 мин, процедить. Пить по 1 ст. л. 3 раза в день, а при бессоннице - за полчаса перед сном.
2. Развести 1-2 ч. л. меда в стакане воды, в этом растворе кипятить 5-10 мин 2ч. л. порошка из лепестков маковых цветов и употреблять по 1 ч. л. 3 раза в день.
Отвар маковых цветков на меду полезно употреблять при усиленной общей потливости. Отвар цветков мака - от поноса. Отваром незрелых коробочек поят детей, чтобы хорошо спали, при бессоннице.
Настойка на водке: 10%-ная, по 15 капель 3 раза в день, при бессоннице - за полчаса до сна.
Свежий сок из маковых головок применяют от укусов насекомых.
Припарки из головок, а также из листьев применяются как наружное болеутоляющее средство.
Растертые семена смешивают с медом и едят при заболеваниях печени. Маковые семена входят в состав глистогонных средств.
Если семена растереть и развести водой, то получится белая, похожая на молоко жидкость, которую называют маковым молоком; ее употребляют внутрь в больших дозах (по полстакана 3-4 раза в день) при геморрое и тяжело протекающем воспалении легких.
Сухие лепестки маковых цветков, растертые в порошок, употребляют при болезнях желудка (особенно при катарах его) в виде простого отвара, а лепестки, растертые в порошок и отваренные на молоке или на меду либо в виде настойки на водке,^ от бессонницы, при умственном переутомлении.
Порошок: по 1 щепотке (т. е. около 3 г) порошка 3 раза в день перед едой.
Ссылки:
0

Прикрепленные изображения

  • Прикрепленное изображение: 602241757.jpg
  • Прикрепленное изображение: PapaverPulvinatum2.jpg
  • Прикрепленное изображение: 50143047_1256101984_poppy.jpg
  • Прикрепленное изображение: 5184836_42c174ab.jpg
  • Прикрепленное изображение: Мак.jpg
  • Прикрепленное изображение: Мак.jpg

Связанные статьи

Базовая нота в:

 
Средняя нота в:


 
Верхняя нота в:

 

0 отзывов