LaParfumerie. Лучший парфюмерный форум России!: Ernest Beaux - Парфюмеры - Парфюмедия - LaParfumerie. Лучший парфюмерный форум России!

Перейти к содержимому

  • Случайная статья
  • Посмотреть все комментарии
  • На главную страницу Парфюмедии

Информация

  • Синонимы: Эрнест Бо
  • Год рождения: 1881
  • Где работает: Chanel
История изменений

 
 

Ernest Beaux

Биография
Эрнест Бо (8 декабря 1881 – 9 июня 1961) российский и французский парфюмер, автор самых известных в мире духов – Шанель №5.
Происхождение
Дедушка Эрнеста Бо, Жан-Жозеф Бо, солдат наполеоновской армии, попал в плен под Москвой, а после освобождения из плена навсегда остался в России. В 1830-е гг. он был актером театральной труппы Императорского театра в Санкт-Петербурге. У Жана-Жозефа было два сына – Эдуард и Ипполит, оба они предпочли заниматься коммерцией, а не продолжать театральную династию.
Эдуард Бо работал в компании « Альфонс Ралле и Компания» (одном из крупнейших парфюмерных домов царской России и официальном поставщике императорского Двора) и также имел двоих сыновей – Эдуарда-младшего и Эрнеста. Старший брат Эрнеста, Эдуард-мл. начинал карьеру как клерк в Шотландско-Российском Московском торговом доме «Мюр и Мэрилиз», а затем также поступил на службу в компанию Ралле и со временем получил место в Совете Директоров и должность заместителя Главного Администратора.

Карьера
В 1898 г. Эрнест закончил гимназию и по уже сложившейся семейной традиции поступил на работу в компанию Ралле. Его приняли на работу учеником лаборанта-технолога мыловаренного производства. В том же году фабрика Ралле (включая 1500 сотрудников и 675 ассортиментных позиций) была продана французскому парфюмерному Дому Chiris of La Bocca. Эрнест проработал в лаборатории два года, а в 1900 г. был призван на обязательную двухгодичную военную службу во Францию. В 1902 г. он вернулся в Москву, и начал обучаться парфюмерному искусству в Ралле под руководством технического директора фабрики А.Лемерсьера (A. Lemercier). После окончания обучения в 1907 г. Эрнест был назначен Старшим парфюмером и избран в Совет Директоров.
В 1912 г. в России праздновали столетие Бородинской Битвы, решающего сражения Отечественной войны 1812 г. К юбилею Бо создал для коллекции Ралле цветочный одеколон «Букет Наполеона». Этот аромат стал его первым большим коммерческим успехом.
Через год, в 1913 г. торжественно отмечалось трехсотлетие царствования Дома Романовых. К этому событию Бо создал «Букет Екатерины», в честь императрицы Екатерины II. К сожалению, формула этого аромата в настоящее время считается утраченной. (Этот аромат не следует путать с творением основного конкурента Ралле в России – компании Брокар – духами «Любимый букет Императрицы»,ставший впоследствие прообразом знаменитой «Красной Москвы»).
"Букет Екатерины" был создан под влиянием выпущенного в 1912 г. Домом Houbigant аромата "Quelques Fleurs" (автор Robert Bienaime), первого аромата, сделанного с использованием недавно синтезированных изменчивых альдегидов (aldehyde C-12 MNA) в их верхних нотах, и называемого некоторыми экспертами одним из первых «современных» парфюмов. Бо был восхищен тем, как его коллега использовал эти новые альдегиды и хотел продемонстрировать сове умение создавать новые сложные молекулы.
Однако «Букет Екатерины» не имел успеха на рынке. Началась Первая мировая война, спрос на предметы роскоши, в том числе и на духи, упал; к тому же не последнюю роль сыграл и тот факт, что Екатерина была по происхождению немкой, а все связанное с немецким в условиях войны с Германией вызывало отторжение у потребителей.
В свою очередь, французское происхождение Бо, родившегося и выросшего в России, привело его во французскую армию. Бо предполагал, что война продлится всего лишь несколько месяцев, но служить ему пришлось до 1919 г., сначала в пехотном полку против Германии, а позже – уже в Гражданскую войну в России - офицером штаба разведки Союзных войск и следователем в лагере военнопленных в Мурманской области.
Большинство сослуживцев Бо по компании Ралле после октябрьской революции эмигрировали во Францию и продолжили работу на Chiris La Bocca. Демобилизованный в 1919 г. Бо обосновался в Париже, но продолжал поддерживать контакты с бывшими сотрудниками Ралле.
Все годы с 1914 по 1919 Эрнест надеялся, что сможет переработать «Букет Екатерины» в Ралле №1. Эту работу он продолжил во Франции, стараясь адаптировать сложную формулу к имеющимся материалам и добиться снижения стоимости. Серия, из которой несколькими годами позже Коко Шанель выбрала свой знаменитый №5, был одним из вариантов адаптации Ралле №1.

Коко Шанель и №5
В эти годы главным парфюмером Chiris был Жозеф Робер, перспектив для продвижения по службе у Бо было слишком мало. Предприимчивый Эрнест постарался использовать свои связи среди русских аристократов-эмигрантов, для того чтобы получить новые заказы. С помощью Великого Князя Дмитрия Павловича, бывшего в те годы любовником Коко Шанель, Бо смог в конце лета 1920 г. организовать встречу с Шанель в Каннах и представить ей несколько своих работ, пронумерованных от 1 до 5 и от 20 до 24. Коко Шанель как раз искала идею для рождественского подарка своим лучшим клиентам, и выбрала вариацию на тему Ралле№1 под номером 5. Когда Бо поинтересовался, почему выбран именно этот аромат, она ответила: «Я всегда запускаю новую коллекцию 5-го числа 5-го месяца – и, похоже, эта цифра приносит мне удачу! – следовательно я назову этот парфюм №5!». Первоначально произвели только 100 флаконов, и на Рождество 1921 г. они были бесплатно розданы лучшим клиентам. Однако, за короткое время желающих приобрести №5 стало так много, что Шанель решила официально запустить аромат в продажу в своих магазинах в 1922 г. В том же году она также начала продавать второй аромат, выбранный из серии, представленной ей Эрнестом Бо - №22. Успех этого аромата был меньше, чем у №5, поэтому Шанель остановила его продажи. №22 был перезапущен только в 1926 г.
В 1922 г. Бо покидает Chiris, чтобы возглавить торговое агентство своего друга Эжена Шарабо в Париже. Однако, Шанель №5 была столь коммерчески успешна, что 4-го апреля 1924 г. владельцы Галереи Лафайет – Бадер и Вертеймер – выкупили у Коко Шанель права на №5, основали компанию Parfums Chanel и наняли Эрнеста Бо на должность главного парфюмера. На этой должности Бо прослужил 30 лет, до своего выхода на пенсию в 1954 г. Его преемником стал Анри Робер. Эрнест Бо скончался в своей парижской квартире в 1961 г. Церковь, в которой его отпевали, была полностью украшена розами.

Ароматы, созданные Эрнестом Бо:
Bouquet de Napoleon(1912)
Bouquet de Catherine (1913)
Rallet Nº 1 (1914)
Rallet Le Gardenia (1920)
Chanel No. 5 (1921)
Chanel No. 22 (1922/1926)
Cuir de Russie (1924) (marketed from 1927)
Gardénia (1925)
Bois des Îles (1926)
Soir de Paris (1929)
Kobako (1936)
Mademoiselle Chanel Nº 1 (1946)
Mademoiselle Chanel Nº 2 (1946)
Premier Muguet (1955)


Если вас попросят назвать самые знаменитые духи в мире, вы, не раздумывая, назовете Chanel No.5. Пожалуй, нет в мире ни одного человека, хоть сколько-нибудь знакомого с миром парфюмерии, который не знал бы названия этих духов, на протяжении многих лет являющимися эталоном классики и безукоризненного стиля. А неповторимая в своей женственности Мерлин Монро называла несколько капель этих духов единственной одеждой, в которой она ложится спать.

Вместе с тем, имя автора этого парфюмерного шедевра известно только в узких кругах специалистов. Мало кто знает, что создал эти духи для Коко Шанель великий парфюмер русского происхождения Эрнест Бо.

Кроме названного символа дома Chanel, которым стал аромат Chanel No.5, этот удивительный человек создал и другие известные ароматы Chanel, каждый из которых составил бы славу любого парфюмерного дома и прославили бы его создателя. Просто удивительно, но в мире не было и нет парфюмера, который являлся бы автором стольких знаменитых , ставших классикой, ароматов: в период с 1912 по 1955 год им были созданы Bouquet de Napoleon, Bouquet de Catherine, Rallet Nº 1, Rallet Le Gardenia, Chanel Nº 22, Chanel No. 5, Cuir de Russie, Gardénia, Bois des Îles, Mademoiselle Chanel Nº 1, Mademoiselle Chanel Nº 2 и Premier Muguet для Chanel, а также «Soir de Paris» и «Kobako» для Bourjois.

Будучи настоящим фанатиком парфюмерного искусства, Эрнест Бо скрупулезно относился ко всем его тонкостям, не упуская ни малейшей детали или нюанса. Он считал, что хороший парфюмер должен знать все успешные запахи, которые создают его коллеги и конкуренты. Даже если какие-либо ароматы, пользовавшиеся успехом, не производили на него впечатления, он считал, что в любых успешных парфюмерных композициях есть интересные переходы и сочетания, и вместе с тем, он не терпел никаких заимствований и повторений, каждый раз стремясь к созданию неповторимого и уникального парфюма. Уникальности и эксклюзивности мастер придерживался при выборе ингредиентов, считая, что любой компонент может быть обогащен и дополнен натуральными эссенциями, благородными нотами, которые заставят их играть по – новому, необыкновенно и неузнаваемо. Он сравнивал себя с композитором, который из имеющихся в наличии всего семи нот, создает неповторимую мелодию, но в то же время постоянно искал новые компоненты, стремясь не использовать широко применяемые другими. Даже не слишком приятно пахнущий компонент мог обогатить аромат, сделать его удивительным и прекрасным, если найти умелое сочетание и комбинацию.

Его «нос» и потрясающий дар парфюмера, неординарное видение композиции, были даны ему с рождения, ведь родился он в семье известного парфюмера Эдуарда Бо, а его брат, также Эдуард, добился значительных успехов в знаменитом парфюмерном доме Ралле. В этом же парфюмерном доме начинал свою головокружительную карьеру и Эрнест. В 16 лет, закончив гимназию, он отправился получать парфюмерное образование во Францию, где стажировался у ведущих парфюмеров того времени. В 1902 году, когда ему исполнилось 20 лет, он был принят в парфюмерную кампанию Ралле, создававшую ароматы для русской императорской семьи, где обучался у мэтра Лемерсье, научился сочетать самые неожиданные компоненты, через несколько лет превзойдя своего учителя. Уже в 1907 году он становится ведущим парфюмером дома Ралле, и вместе со старшим братом Эдуардом возглавляет правление кампании. Войдя в руководство парфюмерного дома, он получил то, чего жаждал превыше всего – свободу творчества. Все свои ароматы он разрабатывал тщательно и скурпулезно, не упуская ни одной мелочи, проводя много и много часов в лаборатории, собственноручно отбирая компоненты, отдавая предпочтение самым лучшим и дорогим. Его любимым компонентом стал экстракт «Царский вереск», ставший непременной составляющей лучших парфюмерных композиций Ралле.

Как и судьба многих великих людей, его судьба была переменчива и полна драматизма. Жизнь то преподносила ему подарки в виде удивительного таланта, сулившего ошеломляющий успех, то ставила под угрозу его карьеру. Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война вынудила его оставить любимое дело и уйти на фронт, где за проявленное мужество Бо был удостоен нескольких боевых орденов и медалей. В 18 году он чуть было не попал в водоворот бурных событий, происходивших в России, которые впоследствии разрушили все, что было создано его семьей и им самим. Новая власть национализировала фабрику и все имущество семьи, и Эрнест не видит смысла подвергать себя опасности и возвращаться на родину.

Жизнь приходилось строить с нуля, и Бо мужественно и с удвоенным рвением вновь принялся за любимую работу. В 1920 году он поступает на новый завод Ралле, расположенный в Ля-Бокка, неподалеку от Канн.

Ему довелось жить в трагическое и драматическое время смены эпох. Старая жизнь, традиции, привычная среда уходили в прошлое не только под ударами революции в России. Великая Депрессия 20 – 30 годов положила конец «золотой эпохе парфюмерии», роскошь стала не по карману, и парфюмеры стали переходить от дорогих натуральных компонентов, к более дешевым, синтетическим. Бо, первоначально сопротивляясь этому, пошел от противного: если уж приходится использовать синтетические компоненты, то он не будет выдавать их за натуральные.

Пусть натуральные ароматы остаются натуральными, а синтетические ароматы должны занять свое место в парфюмерном ряду. Следуя этому принципу, он создает альдегидные ароматы – это особая группа запахов, созданная на основе чистых и волнующих химических соединений, полученных искусственным путем. Альдегидные запахи не похожи на чистые природные, но могут оттенять естественные компоненты духов, придавая им уникальное звучание. Новым и революционным для того времени ароматом и стали альдегидные, то есть синтетические духи Chanel No.5. Они произвели абсолютный фурор, стали подлинной сенсацией. С их появлением связано множество легенд и мифов, начиная от того, что этот аромат – всего лишь результат ошибки мастера, добавившего в ароматическую смесь чуть больше синтетических ингредиентов, чем планировалось; и заканчивая тем, что первоначально этот аромат предназначался вовсе не для мадемуазель Коко, а для мадемуазель Коти, но из – за проблем с финансированием Бо передал этот аромат Коко Шанель. Еще одна легенда связывает происхождение этого аромата и знакомство Бо и Шанель с романтической историей отношений мадемуазель Коко с великим князем из дома Романовых.

Ну, и наконец, о главном.

В конце 1918 года, когда соединение, в котором служил Бо, стояло на Кольском полуострове, его поразил особенный, свежий аромат заполярных озер и рек, освещенных незаходящим солнцем. Он вспоминал потом: «Этот характерный запах я сохранил в своей памяти, и после больших усилий и трудов мне удалось воссоздать его, хотя первые альдегиды были неустойчивы». Следует пояснить, что класс так называемых жирных кислот или альдегидов придает духам ноту свежести, легкости. Именно стремление к свежести привело Бо к увлечению альдегидными ароматами, которые сделал модными Франсуа Коти. Но самыми знаменитыми альдегидными духами в мире стали Chanel № 5, изобретенные именно Эрнестом Бо. Создал он их в 1920 году.

Многолетняя дружба «выскочки Бо» и «выскочки Коко», как их называли справедливо опасавшиеся конкуренции маститые парфюмеры, определялись общими взглядами, вкусами и фанатичной преданностью своему искусству. Общим для Шанель и Бо было восхищение личностью Наполеона Бонапарта, в результате которой к годовщине войны 12 года вышел в свет аромат Bouquet de Napoleon. Плодотворное и длительное сотрудничество с Шанель воплотилось в создание еще многих великолепных ароматов.

Несмотря на успех и славу, пришедшие к нему как к великому мастеру, он помнил о покинутой им родине. Его ученик и соратник К. М . Веригин, проведший почти 30 лет рядом с этим гением парфюмерии, вспоминал, что он был увлеченным и страстным коллекционером антиквариата, вывезенного покинувшей Россию знатью и распродававшейся ею почти за бесценок, дабы свести концы с концами. Бо знал натуру русских дворян, которые даже в изгнании сохраняли беспримерную стойкость и гордость, они никогда не приняли бы безвозмездной помощи, расценивая ее как оскорбительную милостыню. Он намеренно устанавливал заоблачно высокие цены на приобретаемый им антиквариат, чтобы поддержать русских эмигрантов, щадя их самолюбие. Он был вхож в самые высокие круги Франции и всегда помогал устроиться скитальцам из родной страны на новой родине. Его квартира походила на музей, основу его коллекции составляли предметы роскоши из России. Он всю жизнь собирал знаменитый русский фарфор, тарелки из царских коллекционных сервизов: святой Анны, святого Владимира, святого Андрея и др., всего таких предметов в его коллекции было более 60 . Ему также удалось приобрести несколько картин знаменитых русских художников. Он славился и как коллекционер элитных вин.

Любитель прекрасного, Бо не оставался равнодушным при виде красивой женщины, у него было множество романов, и он умел ценить женскую красоту, а женщины отвечали ему взаимностью. Тщательно следил он и за собственной внешностью, всегда безукоризненно, с иголочки одет, статен, элегантен, импозантен. Все окружающие отмечали его природное обаяние, внутреннюю силу и притягательность. Он обладал тонким чувством юмора, был остроумен и колок. Во многом он являлся образцом для подражания, будучи всесторонне образованным и самодостаточным человеком.

Несмотря на требовательность и безупречность в работе, персонал его лаборатории любил его за неизменные вежливость и такт, свойственные только истинным аристократом. Казалось, он достиг всего, чего хотел, его имя купалось в лучах славы, а сам он был непоколебимым авторитетом и несокрушимой глыбой в узком, не принимающим посторонних, парфюмерном мире.

Но время шло, все менялось, его 35 летний опыт и следование традиционным канонам парфюмерии, к созданию которых и он приложил руку, стал препятствием на пути к новым тенденциям и веяниям. Руководство и дома Chanel, и Bourjois, стремившееся к обновлению своих марок, тяготились авторитетом Эрнеста Бо. Практически одновременно, в конце зимы 61 года он был уволен из обеих кампаний.

Посвятивший всю жизнь служению высокой индустрии ароматов, Эрнест Бо не выдержал такого удара и скоропостижно скончался 8 марта 1961 года, оставив после себя богатое творческое наследие.

Мэтр прожил долгую жизнь. 8 марта 1961 года в приходской церкви Нотр-Дам де Грасс де Пасси состоялись похороны Эрнеста Эдуардовича Бо. Его гроб засыпали лепестками роз. Никто из присутствующих уже не помнил, что он был коренным москвичом и прожил в дорогом его сердцу городе больше тридцати лет.
Ссылки:
2

Прикрепленные изображения

  • Прикрепленное изображение: Эрнест Бо 2.jpg
  • Прикрепленное изображение: Ernest-Beaux.jpg

0 отзывов